Детский сад

ФЭМП "Вверху, внизу".

14 октября [ср]

 Цель:Уточнить пространственные отношения «вверху», «внизу», «верхний», «нижний».

Словарная работа: слова «вверху», «внизу», «верхняя», «нижняя» умение согласовывать числительные с существительными.

Материал: карточки на каждого ребенка с разным количеством кружков,  карты с двумя полосками,  карточки с цифрами на столы, 3 круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый. Игрушки: три медведя разного размер, кукла Маша.

Предварительная работа: Чтение сказки «Три медведя»

Ход занятия:

 1 Введение в игровую ситуацию.

 Воспитатель собирает вокруг себя детей.

Воспитатель: Помогаете ли вы дома маме по хозяйству?

Что вы делаете по дому?

После ответов детей воспитатель хвалит их и предлагает помочь трем медведям расставить посуду на полки.

 Воспитатель (указывает на игрушечных медведей): Ребята, посмотрите, кто это?

- А вы помните из какой сказки эти герои? А как их зовут?

Медведи приглашают детей в гости.

2 Игра "Найди свое место". 

Сделать это можно следующим образом. Каждый ребенок получает карточку, на которой нарисовано определенное количество точек – от 1 до 4.

На столах лежат карточки с цифрами от 1 до 4. Дети должны соотнести количество точек на своей карточке с цифрой и сесть за нужный стол.

dacbf2a6e89660f00e91e933e38164d0.jpg

  3 Игра "Расставь посуду".

На столах лежат листы бумаги (на каждого ребенка) – с нарисованными на них двумя горизонтальными полосками (полками) и фигуры (посуда) – три круга разного размера, 2 квадрата разного размера и 1 треугольник. Цвет у фигур одинаковый.

Воспитатель: Сколько полок на кухне у медведей?

Дети должны считать, согласовывая числительное с существительным в роде – одна, две, всего две полки

Воспитатель: Покажите верхнюю полку, нижнюю полку.

Дети проводят по полкам пальцем и говорят «верхняя», «нижняя».

Медведи просят расставить посуду так, чтобы на нижней полке была только не круглая посуда.

c1e0647ab370b7d26b52dd43c8d9bd8f.jpg

Воспитатель: Сколько тарелок вы поставили на нижнюю полку?

Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде: одна, две, три – всего три тарелки.

Воспитатель: Какую форму имеют тарелки?

- Сколько квадратных (треугольных) тарелок на нижней полке?

- На верхнюю полку поставьте остальные тарелки.

49b8ca79d52a57d640941159ab60db47.jpg

- Сколько тарелок вы поставили на верхнюю полку?

- Чем похожи эти тарелки?

Дети: Они все круглые – у них одинаковая форма, они все желтые – у них одинаковый цвет.

Воспитатель: А чем отличаются тарелки?

Дети: У них разный размер.

Воспитатель: Как вы думаете, какая принадлежит Михаилу Ивановичу? (Настасье Петровне, Мишутке?

Дети должны назвать размер кругов: самый большой – Михаила Ивановича, круг поменьше – Настасьи Петровны, самый маленький – Мишутке.

7e23879867972ef827984522d133fa99.jpg

Физминутка "Наведи порядок".

Воспитатель: А теперь давайте поможем навести порядок и в домике у медведей. А чтобы нам было не скучно, включим веселую музыку. (звучит песня Железновой "Мамины помощники")

Под веселую музыку дети выполняют движения танца.  

382a93a2ec9606da33e60ec7f3eba950.jpg

7924ace2be0a5db52a6800fe8e739986.jpg

5b21c93fc0bee80f54c5edb25f9dd5da.jpg

e47ae4fd39f183ced61bab9b3e747199.jpg

032da7ed2af896cb2ef3fd49c6fc78d8.jpg

Воспитатель: Вот какие молодцы! Как здорово у вас получается!

 4 Игра " тарелочка для гостя"

В тарелочках у детей лежат круги и квадраты, белый лист- это скатерть.

Воспитатель: Медведи попросили накрыть на стол.

Дети должны положить перед собой три круга.

ef258966d5a94159eb5f50c2865b6aef.jpg

Воспитатель: В гости к медведям пришла Маша.

-Как вы думаете, хватит ли тарелок на всех?  

-Почему вы думаете, что не хватит?

-Что нужно сделать, чтобы тарелок хватил всех?

dc5a7049ca53cf241b12e689b2f02160.jpg

9460bdcd02595132c77cd4b2303401ab.jpg

7a7bee1a29076ea48de1bb0306f9b8be.jpg

5 Игра "Что где?"

 (формирование способностей использовать в речи слова "вверх", "вниз")

Воспитатель называет предмет, например "солнце", а дети должны сказать, где- вверху или внизу- он находится.

0ae4d8c2c84493338181c49d0fa7e3f6.jpg

5f5ba06679c9a247180f75c5d9ada6a1.jpg

Итог занятия.

Дети восстанавливают в памяти то, что делали на занятии: у кого побывали в гостях, чем помогли медведям.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы смогли помочь медведям потому, что хорошо считаете, знаете где верх, а где низ, и не боитесь трудностей.